Российский рынок лифтового оборудования: взгляд из Европы
интервью. В настоящее время ожидается, что российский рынок лифтов будет расти в ближайшие годы, главным образом потому, что большое количество лифтов подошло к концу ожидаемого срока службы и требует замены. Можно сказать, что у участников российского рынка сформировалось общее представление о текущем положении дел, конкурентных условиях и т.д.
В то же время наблюдение за происходящими процессами со стороны иногда может позволить оторваться от существующего рыночного ландшафта и увидеть что-то новое. Чтобы понять, как ЕС смотрит на российский рынок лифтов, мы спросили Константина Апостолидиса, менеджера по развитию продаж компании Vigor Technology (Греция).
Константин Апостолидис, менеджер по развитию продаж, Vigor Technology (Греция
Насколько сейчас интересен российский рынок лифтов европейским производителям лифтов? Как вы оцениваете его потенциал с точки зрения европейского производителя?
В настоящее время так называемые европейские лифты можно разделить на следующие категории:
1) Полностью европейская локализация лифтов, т.е все оборудование производится в Европе из европейских комплектующих и стоимость достаточная или высокая (обычно очень высокая). (Евро всегда есть евро, курс рубля — это уже внутренний вопрос). У этой части оборудования всегда есть, есть и будут в будущем свои заказчики, а такие заказчики требуют дизайна или эксклюзивного дизайна, хорошего качества и современных технологий (небольшая, но высокодоходная часть).
Самое главное здесь — полное соответствие самым причудливым запросам покупателей, как по дизайну, например, редкие породы дерева, бивень мамонта, крокодиловая кожа, так и по габаритам (маленькие и чрезвычайно маленькие древки). Здесь вы найдете самые высокие цены за устройство, самые большие гарантии и самую дорогую услугу – техническое обслуживание. Этот сегмент интересен всем, но предложить такое устройство могут не многие
2) По документации лифт европейский, но производства Китая, Турции и Индии. Это уже не новая тенденция, когда оборудование производится на собственных или авторизованных заводах в Азии и Турции. Оборудование здесь полностью стандартизировано и единообразно, так как конвейерное производство производит не все (хотя это будет меняться по мере развития технологий и создания более дешевого производства под индивидуальные требования заказчика).
Лифты Vigor Technology (Греция
Рынок огромен и возможность заработать минимальную сумму денег на одной единице оборудования означает, что нужны крупные проекты и закрытые системы управления лифтами, чтобы заработать на послегарантийном обслуживании и поставке комплектующих (в России по законодательству). Таможенного союза, сроком на 2 года). Как ни странно, европейские компании жестко конкурируют с российскими производителями в этой сфере, но российские производители получают для себя выгоду в виде госзаказа и введения существующих импортных пошлин. Можно сказать, что они пошли по легкому пути и не стали модернизировать производство и гоняться за технологиями (зачем пытаться быть лучшими, если можно ограничить лучшее).
3) Чтобы преодолеть тарифы и другие ограничения, некоторые компании решили создать производство в России. Конечно, в основном этим занималась только одна компания в Санкт-Петербурге, которая локализовала свое производство для местного рынка. Другие компании обычно просто импортируют в Россию детали со всего мира, покупая направляющие у Омутнинского завода и таким образом получают «российскую регистрацию». Самое интересное, что то же самое делают корейские и китайские компании на востоке, турецкие и белорусские заводы на западе. Здесь вам просто придется обходить запрет и участвовать в госзаказе (потому что он большой).
4) Многим европейским и китайским компаниям российский рынок вообще не интересен: разное законодательство, разное мышление, издержки выхода на российский рынок, издержки реализации (таможня, независимые ведомства), небольшая прибыль (кроме варианта 1), жесткая конкуренция, затраты на обучение установке и обслуживанию в течение периода). Существует большое количество компаний, хорошо работающих на местных рынках (ЕС, Китай, Индия
Чем, по вашему мнению, российский рынок лифтов отличается от других рынков?
Тотальная государственная защита рынка, отсутствие инноваций и современного подхода к клиентам. Если четыре крупнейших европейских гиганта являются локомотивами инноваций, заставляя всех вкладывать сумасшедшие средства в НИОКР, то в России государство не только защищает местных производителей, но и практически сформировало де-факто монополию через «Дом».рф. Как известно, монополия не означает конкуренцию, потому что зачем тратить деньги, если их и так собираются тратить.
В любой европейской стране государство заставляет производителей продавать ему новейшее, самое технологичное оборудование по минимальной цене, устанавливая технические характеристики. Никого не интересует лифт из Китая или Турции или даже Луны. Выполняйте технические задания и у вас появится возможность участвовать в государственных закупках.
Очень интересная ситуация происходит с белорусскими лифтами, почти везде белорусские лифты производятся для того, чтобы зарегистрироваться в РФ и участвовать в местных тендерах, но на самом деле местное руководство зачастую не без личной заинтересованности и открытием цехов помогает выиграть тендеры. Тендер может максимум добавить в него скобки. Конечно, есть и обратные примеры, например, в Дагестане, где начали с программы «покупай все в Турции» и перешли к масштабной локализации производства и разработке собственных чертежей.
Если не выбирать большую четверку, то давайте будем честными, их всего три (Отис Коэн Шиндлер), все делается только для себя, все остальные производители покупают у компаний, которые стабильны и производят только один или максимум два компонента . Вы легко можете увидеть греческие лифты, установленные в шведских или швейцарских государственных школах, с дверями из Германии, лебедками из Италии или Германии, платформами из Хорватии, ограничителями скорости и ловителями из Испании. Не пытайтесь делать все самостоятельно, просто сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать лучше. В России такие лифты называют «солянкой», в других частях света их называют лучшим способом удовлетворения требований заказчика. Я думаю, что главное отличие — это отношение к клиентам. Что бы ни говорили о факторах коррупции, я бы сказал, что они есть практически везде и примерно в одинаковых пропорциях
Каковы шансы, что российские производители лифтов смогут экспортировать свою продукцию в Европу и на другие рынки?
В настоящее время единственной компанией, экспортирующей оборудование на европейский рынок, является Отис (от Санкт-Петербурга до Прибалтики), все остальное является чисто госзаказом и не может считаться достижением этого завода. То есть фактически можно сказать, что шансов почти нет и не будет. Лифты российского производства технологически отстают от Европы и Китая на десять лет и от ведущих компаний Европы на двадцать лет. Дизайнеров нет, потому что нет хороших зарплат и нет маленьких заводиков, как в Европе. В России привыкли к огромным заводам и производствам, а это означает бюрократию, неповоротливость и отсутствие клиентоориентированности. Пока оборудование, чертежи и образ мышления не будут полностью модернизированы, лифты российского производства будут томиться в собственном болоте (даже в Сибири и на Дальнем Востоке от лифтов российского производства часто отказываются, потому что китайское оборудование лучше во всех отношениях).
Как вы оцениваете конкурентную ситуацию среди производителей лифтового оборудования на российском рынке? Чем он отличается от других рынков?
На самом деле нормальной конкуренции нет. После так называемой интеграции Дом.рф конкуренции, наверное, не будет. Белорусы что-то делают, но это предпочтения и политика, а как мы все знаем, там, где есть политика, нет места нормальной конкуренции.
Центральноевропейская часть России и часть Сибири — наследие Дом.рф на Дальнем Востоке, конкурирующие друг с другом и привносящие инновации, общие для Китая и Южной Кореи. Юг России, Кавказ и Крым полностью освобождены от налога, равно как и правительственные постановления в Турции и Болгарии. Специальные проекты и там, где цена вообще не имеет значения (этот рынок с каждым годом становится больше), идет война между греками, итальянцами и немцами, которые являются самым инновационным, технологичным и энергоэффективным рынком. Можно сказать, что каждый лифт проектируется практически с нуля. Любой запрос клиента, любая отделка, любая техника и главное оплата. Такого производителя на данный момент нет и в ближайшее время его появление в России не ожидается. Дизайнеры и инженеры — это работа, которая требует их поиска и развития и хорошей оплаты. В России не любят платить, то же самое могу сказать и про монтажников. В Европе хороший установщик лифтов уже стоит денег.
Существуют ли регуляторные ограничения на российском рынке для иностранных производителей?
Первое и единственное ограничение заключается в том, что правительство защищает отсталое местное производство с помощью тарифов и правил, запрещая компаниям, которые не производят продукцию в рамках Таможенного союза, участвовать в государственных заказах. В Европе такого нет, имея сертификат соответствия требованиям тендера, можно участвовать где угодно — госзаказы, поставки армии и т.д.
Не совсем понятна ситуация и с ГОСТом, например ГОСТ 33984.1-2016 (ЕН 81-20:2014) (Лифты. Общие требования безопасности при проектировании и монтаже. Лифты для перевозки людей или людей и грузов) и ТР ЕАЭС 043. /2017 (Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к пожарной безопасности и средствам пожаротушения») был введен полностью или частично, а затем модифицирован для России или Белоруссии, и все это для того, чтобы не допустить проникновения производителей пожарной техники в Европа, Китай или Турция их рынок.
Если курс рубля хорошо справится с первым, то Китай и Турция также девальвируют свои валюты, но необходимо будет создать конкуренцию, чтобы заводы гонялись за клиентами и совершенствовали свою продукцию с точки зрения масштаба, новых решений и энергоэффективности.
Особенно подходит для Лифт-Пресс.Ру
Редакция Lift-Press.Ru