Роль лифтов в пожарной безопасности высотных зданий
Современные формы пассажирских лифтов являются результатом появления многоэтажных зданий, что, в свою очередь, было вызвано стремлением максимально увеличить площадь, отведенную под здание.
Первым зданием с пассажирским лифтом было пятиэтажное здание EV Haughwout Building высотой 24 метра на углу Брум-стрит и Бродвея в Нью-Йорке, построенное в 1857 году по проекту Джона П. Гейнора. Предназначенный для состоятельных туристов, внутри дома расположен магазин модной одежды. Лифт приводился в движение паровой машиной, установленной в подвале в рекламных целях. Скорость движения – 0,2 м в секунду.
первое высотное здание, 10 этажей, 42 м — Home Insurance Building, известное тогда как «небоскрёб», было построено в Чикаго в 1885 году. В этом проекте архитектор Уильям Ле Барон Дженни впервые осознал, что несущие конструкции на сегодняшний день являются доминирующим методом строительства небоскребов.
например, по этой технологии был построен «символ США» в Нью-Йорке — Эмпайр-стейт-билдинг, имеющий 102 этажа, высоту крыши 381 м и высоту верха 443,2 м. 1 мая 1931 года.,
самое высокое здание Бурдж Халифа — 163 этажа (плюс 46 этажей у шпиля и 2 этажа у фундамента), 828 м, завершено 4 января 2010 года..
Высотные здания без лифтов не выполняют необходимых функций. Лифт является неотъемлемой частью здания.
в Эмпайр Стейт Билдинг 73 лифта. В здании Бурдж-Халифа их 57, и они движутся со скоростью 10 метров в секунду.
Пожар – главная опасность в высотных зданиях
Высотным зданиям грозит множество опасностей, но главная из них – опасность пожара. Существующая статистика ЧС в многоэтажных домах полностью это подтверждает.
начиная с высоты 80 м, крайне затруднительно использовать лифты, установленные на специальных транспортных средствах, для эвакуации людей и тушения пожаров.
Поэтому лифты — чуть ли не единственный способ, с помощью которого пожарные и спасатели могут быстро добраться до очага возгорания. Для этого лифт должен оставаться в рабочем состоянии в течение определенного периода времени после пожара. Такой лифт называется пожарным транспортным лифтом.
Чтобы лучше понять решения для пожарных лифтов, мы сначала кратко рассмотрим общий подход к пожарной безопасности в высотных зданиях, а затем, в этом контексте, рассмотрим требования к пожарным транспортным лифтам.
Способы обеспечения пожарной безопасности в высотных зданиях Основными способами обеспечения пожарной безопасности в высотных зданиях являются:
- Нет «единой точки отказа» в системе электроснабжения, оперативной связи внутри здания, обнаружения пожара, пожаротушения и дымоудаления.
- Наличие резервного ввода электропитания от независимых подстанций.
- Используйте кабели и шины с указанной огнестойкостью для питания критически важных систем безопасности и пожаротушения.
- Используйте только кабели, не поддерживающие горение и не выделяющие токсичные газы.
- Поставка автономных дизель-генераторов для наиболее критичных с точки зрения пожарной безопасности систем.
- Работа лифта достаточна для того, чтобы доставить пожарный расчет к очагу возгорания. Эти лифты называются «пожарными транспортными лифтами».
- В системе привода лифта присутствуют аккумуляторы, позволяющие опустить его на ближайшую платформу в случае потери внешнего питания.
- Разделите все здание на противопожарные зоны. Противопожарное зонирование должно начинаться с его технического уровня. Все ограждения пожарных отсеков должны иметь гарантированные, заданные свойства огнестойкости. Прокладка коммуникаций (кабелей, шин, труб, воздуховодов) между каютами должна осуществляться через огнестойкие переходы, а предел их огнестойкости не ниже предела огнестойкости этих ограждающих конструкций.
- Площадь и высота противопожарных перегородок не должны превышать нормативы.
- В пожарных отсеках должны находиться помещения с одинаковым уровнем функциональной пожарной опасности.
- Специальные «спасательные» помещения оборудованы системой создания избыточного давления чистого воздуха, где жильцы и персонал могут ожидать спасателей.
- В спасательных и других условиях должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты.
- На техническом этаже установить резервный резервуар с водой для обеспечения автономной работы системы пожаротушения капельного орошения.
- С точки зрения конструкции здания шахта одного или нескольких лифтов должна быть спроектирована как противопожарная зона. Для дверей лифта можно использовать только противопожарные версии.
- Группа лестниц, соединенная маршами, должна быть спроектирована как один или несколько пожарных отсеков.
- Доступ между пожарными отсеками осуществляется только через дверные замки и тамбуры, двери которых имеют огнестойкость и не пропускают газы и дым. Двери должны быть оборудованы доводчиками.
- Ширина дверей, длина лестницы, тамбура и размеры тамбура были выбраны таким образом, чтобы обеспечить возможность проезда инвалидных колясок и перевозки спасательных носилок.
- На каждом этаже должно быть не менее двух лифтовых шахт, расположенных как можно дальше друг от друга по размерам этажа.
- На каждом этаже должно быть не менее двух лестниц, расположенных как можно дальше друг от друга по размерам этажа (при соблюдении других требований).
- Шахты лифтов должны быть оборудованы пневмосистемой, исключающей попадание в шахту продуктов сгорания.
- Лестницы должны быть оборудованы системами напора воздуха и дымоудаления.
- общественные места высотой более 50 м не должны вмещать более 100 человек.
- при расположении ресторанов, кинотеатров, фитнес-центров и других объектов социально-культурного назначения с вместимостью более 50 человек в зданиях высотой более 50 м расстояние от дверей этих объектов до лестничной площадки, предназначенной для некурящих, не должно превышать 20 м.
- помещения, рассчитанные на размещение более 500 человек, должны быть конструктивно спроектированы как огнестойкие помещения, то есть иметь огнестойкие стены и потолки, расстояние между этими помещениями и незадымляемыми лестницами не должно превышать 20 м.
- Число шахт лифтов, проходящих через все пожарные отсеки и любую группу смежных помещений, должно быть минимально необходимым.
- Используйте только полностью изолированные огнестойкие лифтовые шахты. Использование сеток или других «открытых» шахт лифтов не допускается.
- На каждом этаже должен быть как минимум один лифт, которым можно пользоваться для перевозки сотрудников пожарной команды.
- В шахтах лифтов должны использоваться системы наддува воздуха.
- Двери лифта (кроме дверей, ведущих в вестибюль первого этажа) должны открываться только в фойе или тамбур и быть отделены от других помещений пожарного отсека фойе (фойе имеет установленный класс огнестойкости.
- Выход из пожарного отсека на лестничную клетку (на лестничный марш) осуществляется только через тамбур или тамбур с дверью с установленным классом огнестойкости.
- Если в здании имеются разные функциональные зоны, например жилая и коммерческая, то они должны принадлежать разным пожарным зонам и (по возможности) иметь отдельные входы.
- На плоской крыше обязательно должен быть тамбур или ворота.
- Плоские крыши должны обеспечивать безопасную посадочную площадку для вертолетов. В крайнем случае, следует предусмотреть площадку, на которую вертолет сможет опустить спасательный контейнер
- Установите аварийные лифты («спасательные шлюпки») в разных частях здания, особенно на крыше, для облегчения быстрой эвакуации людей в случае пожара.
- При распределении электрической энергии по зданию приоритет следует отдавать шинопроводам в стальных защитных коробах с заданным классом огнестойкости.
Подводя итог, можно сказать, что обеспечение пожарной безопасности является сложной системной задачей, и при решении этой задачи проектировщикам следует учитывать множество факторов: от функционального использования проектируемого здания, климата и других природных условий до выбора материалов конструкции здания, инженерии решения и конкретные типы систем и оборудования.
ГОСТ Р 52382-2005. Лифт для пожарных
Поскольку нашей задачей является определение роли лифтов в обеспечении пожарной безопасности, остановимся сначала на ГОСТ Р 52382-2005 «Лифты пожарные». Также рекомендуем предварительно ознакомиться с документом «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, ПБ 10-558-03».
Этот ГОСТ не только устанавливает правила зонирования и пределы огнестойкости внутри высотных зданий, но и концептуально описывает способы использования пожарными лифтов при тушении пожаров.
При этом, учитывая сложность обеспечения пожарной безопасности в высотных зданиях, стандарт содержит ограничительное примечание:
«Пределы огнестойкости ограждений пожарных шахт лифтов, машинных помещений и лифтовых залов, а также пределы огнестойкости дверей шахт, дверей машинных помещений и лифтовых залов распространяются на другие уровни функциональной пожарной опасности с высотой не более 75 м и здания высотой не более 50 м и здания, имеющие не более одного подземного гаража.
Для более высоких зданий, а также особо сложных и уникальных зданий должны быть разработаны технические условия, отражающие их конкретную противопожарную ситуацию, включая дополнительный комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий.».
учитывая, что проекты жилых домов высотой более 75 м все еще относительно неизвестны, этот стандарт охватывает практические потребности широкого круга специалистов и дает базовые знания для начала проектирования более высоких конструкций.
В случае возникновения пожара в пассажирском лифте и пожарном лифте жильцам (персоналу) запрещается самостоятельно пользоваться лифтом.
Согласно действующим правилам, после подачи сигнала «пожарная тревога» лифт должен игнорировать любые новые звонки и полученные указания. Если кабина движется вверх, направление ее движения меняется на противоположное. Кабину перенесли на этаж выхода из здания для эвакуированных, где двери открывались автоматически. Дальнейшее движение лифта возможно только в том случае, если это «пожарный лифт» и только в режиме «пожарная опасность».
Лифт транспортный пожарный (Лифт ТПП) — лифт, оборудованный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных на этаж здания (сооружения) в случае пожара.
В нормальных условиях эксплуатации лифты ТПП работают в индивидуальном или групповом режиме с другими лифтами в здании.
Пожарные могут управлять лифтом только в автомобиле. Только он имеет право решать, использовать ли пожарный лифт и использовать пожарный лифт для эвакуации пострадавших или опасных людей.
Концептуально ГОСТ Р 52382-2005 рассматривает это здание следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Пожарное помещение внутри здания.
1 — Шахта лифта, образующая самостоятельное пожарное помещение и проходящая через все этажи здания; 2 — Лестницы (пути эвакуации), образующие самостоятельное пожарное помещение и проходящие через все этажи здания; 3 — Противопожарный лифтовой зал, образующий каждый этаж; самостоятельные пожарные помещения 4 – полезные помещения здания, на каждом этаже может быть одно или несколько пожарных помещений
Огнестойкая конструкция здания ограничивает объем лифтовых шахт, лестничных клеток, лифтовых вестибюлей (это отдельные огнестойкие помещения) и полезных площадей здания. Проход между ними образован противопожарными дверями.
Обычно привод лифта располагается в защищенной лифтовой шахте; при его расположении в соседнем помещении огнестойкость перегородки (пола), отделяющей машинное помещение от шахты, не соответствует нормам. Шахты лифтов и машинные помещения оборудованы системами вентиляции и создают избыточное давление воздуха. Все проходы через шахту лифта оборудованы противопожарными преградами, отвечающими установленным пределам огнестойкости.
Стандартом предусмотрено, что для обеспечения работы лифтов ТЭЦ и обеспечения безопасности пожарных необходимо принять следующие меры:
- Огнестойкость дверей в шахтах, лифтах, вестибюлях и тамбурах – не менее EI 60. Это значит, что дверь не потеряет целостности и изоляционных свойств в течение 60 минут после пожара.
- Из-за избыточного давления в шахте ожидается, что температура микросхемы и других компонентов управления и сигнализации лифта не превысит 65°С к моменту прибытия пожарных в зону пожара.
- Электрооборудование кабины лифта и привода защищены от затопления водой, используемой для тушения пожара.
- Кабина лифта оборудована телефоном громкой связи с центром управления (нет необходимости использовать трубку).
- Кабина лифта изготовлена из негорючих материалов и материалов с аттестованными классами огнестойкости.
- В верхней части кабины лифта имеется люк, через который пожарные могут попасть на крышу. Лестницы закрепляются внутри или снаружи автомобиля, чтобы пожарные могли добраться до запирающего механизма ближайшей верхней двери лифта.
- Механизм блокировки двери лифта устроен таким образом, чтобы пожарные могли без каких-либо усилий открыть дверь лифта изнутри.
- Все провода и гибкие кабели в кабине выполнены из огнестойких кабелей, соответствующих положениям главы 5.5 «Электрооборудование лифта» раздела 5 ПУЭ 7-го издания.
- Электропитание пожарного лифта обеспечивается специальным комплектом электроприемников I класса.
- Электроэнергия для всех лифтовых систем зарезервирована (рис. 2.).
Рисунок 2. Схема электропитания лифта CCI.
1—Основной источник электропитания; 2—Резервный источник питания; 4—Автоматическое переключение с основного на резервный; 6—Пожарный лифт; 7—Другое важное оборудование здания; обычные лифты, образующие группу с пожарным лифтом.
Варианты размещения пожарных лифтов в лифтовых шахтах по ГОСТ Р 53296-2009
ГОСТ Р 53296-2009 «Установка пожарных лифтов в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» — второй очень важный стандарт прямого действия. Во многом его требования соответствуют требованиям ГОСТ Р 52382-2005 «Лифт пожарный».
Стандартом рассмотрены 4 варианта размещения лифтов ТЭЦ в шахтах и требования к огнестойкости конструкции, связанные с каждым типом размещения.
Рисунок 3. Решение с одним лифтом для пожарных.
1 — пожарный лифт; 2 — противопожарная дверь шахты пожарного лифта, предел огнестойкости EI 60 3 — конструкция ограждения шахты с уровнем огнестойкости REI 120 4 — противопожарная перегородка 1 класса лифтового помещения (холла); холл (парадный холл); 6-Лифтовый холл (парадный холл) противопожарная дверь второго класса, выполненная в дымонепроницаемом исполнении.
Рисунок 4. Схема лифта пожарного расположена в отдельной (изолированной) шахте и делит вестибюль с другими пассажирскими лифтами.
1 – Лифт пожарного 2 – Пассажирский. Лифт: 3 — противопожарная дверь шахты пожарного лифта, предел огнестойкости ЭИ 60; 4 — противопожарная дверь шахты пассажирского лифта с пределом огнестойкости, указанным в 5.2.3 настоящего стандарта; 5 — шахта пожарного лифта закрытой конструкции, уровень огнестойкости — ЭИ; 60;РЭИ 120;6 — конструкция ограждения шахты пассажирского лифта имеет предел огнестойкости, указанный в соответствующих нормативных документах; 7 — пожаробезопасная зона 1 класса вокруг лифтового зала; 8 — лифтовой зал (фасадный вестибюль); 9 — лифтовый зал 2 категории; Противопожарная дверь с дымонепроницаемым исполнением.
Рисунок 5. Схема расположения пожарного лифта в одной шахте с другими пассажирскими лифтами.
1 — лифт пожарный; 2 — лифт пассажирский; 3 — противопожарная дверь шахты пожарного лифта, предел огнестойкости EI 60; 4 — противопожарная дверь шахты пассажирского лифта с пределом огнестойкости EI 60; 5 — ограждение шахты обычного типа, класс огнестойкости REI; 120 — противопожарное зонирование 1 категории в лифтовом вестибюле (холле); 7 — противопожарные двери 2 категории в лифтовом вестибюле (холле), с дымонепроницаемым исполнением; 8 — Лифтовый вестибюль (холл).
Рисунок 6. Схема расположения пожарного лифта с пассажирским вагоном в отдельной (изолированной) шахте и общем лифтовом вестибюле с другими пассажирскими лифтами.
1 — лифт пожарный; 2 — лифт пассажирский; 3 — противопожарная дверь шахты пожарного лифта, предел огнестойкости EI 60; 4 — противопожарная дверь шахты пассажирского лифта с пределом огнестойкости, указанным в 5.2.3 настоящего стандарта; закрытая конструкция шахты пассажирского лифта с классом огнестойкости REI 120; 6 — Ограждающая конструкция шахты пассажирского лифта имеет предел огнестойкости, установленный в соответствующих нормативных документах; 7 — зона противопожарной безопасности 1 класса вокруг лифтового зала; 8 — Лифтовый зал (фасадный вестибюль) 9 — Противопожарные двери лифтового зала второго типа, дымонепроницаемого исполнения
Стандарт гласит:
- Лифты ТПП должны располагаться в огороженных шахтах (рисунок 3). Предел огнестойкости ограждения шахты должен быть не менее 120 минут (по ГОСТ 30247.1, РЭИ 120). В ограждении шахты допускаются проемы и проемы для установки дверей, лифтового оборудования и систем вентиляции.
- Перед дверью лифтовой шахты ТПП необходимо оборудовать лифтовой зал (фойе), как показано на рисунке 3-6, а его размеры соответствовать соответствующим техническим условиям.
- Если лифты CCI установлены в сочетании с другими пассажирскими лифтами, лифтовой зал на первом этаже не должен быть закрыт.
- Если лифт ТЭЦ установлен в закрытой шахте в общем лифтовом зале с другими лифтами (рисунки 4 и 6), класс огнестойкости оболочки шахты этих лифтов должен быть не менее указанного в соответствующих нормативах. Документы и двери шахт — 30 минут (Е 30 по ГОСТ 30247.3 в высотных зданиях, ЭИ 30 по ГОСТ 30247.3) Ограждение лифтового зала (холла) должно быть выполнено из огнестойких перегородок 1 класса. Противопожарные двери 2-го типа в дымонепроницаемом исполнении. Коэффициент дымопроницаемости двери должен быть не менее 1,96·10 м/кг.
- Торгово-промышленная палата Ограждение и дверь машинного помещения лифта, независимо от типа привода лифта, должны быть огнестойкими с пределом огнестойкости не менее 120 минут и 60 минут соответственно (РЭИ 120 и ЭИ 60 по ГОСТу). 30247.1, ГОСТ Р 53307-2009).
- коэффициент дымопроницаемости двери должен быть не менее 1,96·10 м/кг.
- Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь предел огнестойкости не менее 60 минут (РЭИ 60 по ГОСТ 30247.1).
- лифтовые шахты Торгово-промышленной палаты и лифтовые вестибюли (жилетные залы) на подземных и первых этажах зданий (сооружений) должны быть оборудованы независимыми системами дымоудаления и вытяжной вентиляции для предотвращения возникновения избыточного давления в случае пожара. Для шахт объем подачи воздуха следует определять расчетным путем со скоростью истечения не менее 1,3 м/с от открытой двери лифтового зала или вестибюля — с учетом открытой двери на пожарном этаже.
- Для подачи воздуха в лифтовые залы и фойе при установке нормально закрытого противопожарного клапана на проеме ограждающей конструкции допускается применять лифтовую шахтную систему, при этом предел огнестойкости не ниже предела огнестойкости вал конструкции конверта.
Комментарий
Статья 88 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «Требования к ограничению распространения огня в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках» по существу определяет, что лифты в высотных зданиях должны быть системами пожарной безопасности с одинаковой сильные элементы. Видно, что нецелесообразно применять «пассажирские» лифты с меньшими пределами огнестойкости, такие как ограждающие конструкции, двери, вагоны, петли и т д., а в высотных зданиях лучше использовать «пассажирские» лифты. Пожарный «дизайн».
в заключение
Проектировщикам высотных зданий необходимо разработать проект, отвечающий многим требованиям – функциональному назначению проектной конструкции, безопасности и экологичности, а также стремлению придать зданию неповторимый архитектурный облик.
Высотным зданиям грозит множество опасностей, но главная из них – опасность пожара. Существующая статистика аварийных ситуаций в многоэтажных домах полностью это подтверждает. Поэтому при проектировании высотных зданий вопросы пожарной безопасности стоят на первом месте.
Как инженерная система лифт играет важнейшую роль в обеспечении пожарной безопасности. Поэтому лифтовое оборудование должно быть тщательно спроектировано.
рассмотренные нормы распространяются на жилые дома высотой не более 75 м и другие категории функциональной пожарной опасности высотой не более 50 м. В остальных случаях системы пожарной безопасности должны проектироваться индивидуально.
Жизнь и здоровье многих людей, живущих и работающих в высотных зданиях, напрямую зависят от того, насколько серьезно проектировщики и строители относятся к пожарной безопасности в процессе проектирования и строительства.
Кроме того, следует учитывать, что неопределенность вокруг нормативной базы обеспечения безопасности высотных зданий в РФ позволяет девелоперам «экономить» на безопасности и оказывать давление на проектировщиков с целью снижения прогнозируемых затрат затраты на строительство и сократить потери «полезной» площади, что неизбежно при последовательном учете требований безопасности.
Источник — Liftobzor.ru