Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»
Москва. 18 апреля 36-летняя Ирина Володина, дочь телеведущего Евгения Кочергина, стала виновницей столкновения в лифте московского жилого комплекса «Скарлет». Громкое дело начнется в Москве 18 апреля. Паруса». В прокуратуре заявили, что трагедия, произошедшая 14 января 2016 года, полностью произошла по вине электрика Алексея Белоусова, ремонтировавшего лифт. Однако многие моменты в деле свидетельствуют о том, что все произошедшее — не трагическая случайность, а случайность. Закономерная ошибка, вызванная халатностью многих людей, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых районов Москвы, разбиралась в этой истории.
Смерть в «Алых парусах
14 января 2016 года в 11:20 произошла авария в лифте жилого комплекса «Алые паруса» (дом №79, улица Авиационная, район Щукино). По предварительной информации, из-за внезапной остановки дно кабины упало. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и погибла. Сообщается о гибели еще одного человека — мужчины, однако впоследствии эта информация не подтвердилась.
Вскоре после аварии отец погибшей Евгений Кочергин заявил: «Моя дочь ценой своей жизни показала всем проблему с лифтом в жилом районе Хунфан». По его словам, Ирина · Ирина Володина является членом правозащитной группы пропаганда замены лифтов в жилых помещениях. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них был в соседней каюте с няней, когда лифт, в котором находилась его мать, упал.
После ДТП Алексей, муж Ирины Володиной, дал показания следователям (они содержатся в обвинительном заключении, к которому имеет доступ «Лента.ру»).
«Начиная примерно с 2012 года возникла проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался в сторону гаража и входа. Кроме того, передвигались лифты, в том числе и тот, который потерпел аварию 14 января 2016 года примерно в На 6-8 этажах лифт начал трястись и издавать громкие скрежеты и стуки, что вызвало серьезное беспокойство у жильцов. На основании этих фактов жильцы комплекса обратились с многочисленными жалобами, на которые управляющая компания ООО «ДС Эксплоитейшн Формально» не ответила и неадекватные, по сути, отстранились от решения проблемы и переложили ответственность на предприятие по эксплуатации лифтов», — говорится в показаниях Алексея Володина.
По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), причиной катастрофы стали «технические неисправности и повреждения кабины» лифта. Уголовное дело возбуждено по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности»).
Найдите виновника
Утром 15 января 2016 года в столичном управлении Следственного комитета России (СКР) сообщили о задержании Алексея Белоусова, электрика, работающего в компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за обслуживание лифтов в жилом комплексе «Алые паруса». Сложный».
В обвинительном заключении указано, что 13 января 2016 года, за день до аварии, Белоусов осмотрел роковой лифт по требованию диспетчера, который сообщил о проблемах с лифтом. Однако электромеханический персонал «не установил причину неисправности лифта и не восстановил его в режим «нормальной работы» — основной режим работы по перевозке грузов и пассажиров».
В день ареста суд продержал Белоусова под стражей до 14 марта, а 22 января Следственный комитет сообщил ему, что ему предъявлено обвинение по части 2 статьи 238 УК РФ («Несовместимо с безопасностью») потребительской жизни»). Требуемые услуги, смерть по неосторожности»).
Фото: Семейный архив Алексея Белоусова
20 февраля 2016 года было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ в отношении руководства двух компаний, ответственных за эксплуатацию лифтов в элитных жилых комплексах. В Следственном комитете заявили, что инцидент произошел «в результате недобросовестного отношения руководителей и сотрудников компаний «ДС Эксплуатация» и «Лифт-Гарант» к своим обязанностям»».
«Застройщиком «Алых Парусов» является компания АО «Дон-Строй Инвест». У нее есть своя сервисная компания – «Донстрой (ДС) Эксплуатация». Идея проста: человек покупает у застройщика престижный комплекс квартир в жилом комплексе комплекса и совершенно не заботится о содержании дома, входит в состав компании «ДС Эксплоейшн», которая имеет прямой договор с собственниками жилого комплекса Алые Паруса на оказание услуг по техническому обслуживанию и содержанию объектов общего пользования, включая лифты. Однако ее сотрудники не оказывали им услуги сами, а заключили договор с подрядчиком – компанией «Лифтгарант», где якобы работал Алексей Белоусов. После трагедии АО «Дон-Строй Инвест» сменило обслуживающую компанию для своих объектов: она уже не «ДС». Эксплуатация, но Smart Service Однако на сайте легко увидеть, что изменилось только название», — рассказал «Ленте.ру» инсайдер.
Подтверждение этой информации вы можете найти на сайте разработчика. «Управляющая компания «СМАРТ-СЕРВИС» (ранее «ДС Эксплуатация») предоставляет услуги исключительно в жилых районах Москвы бизнес-, элит-, люкс-класса», — говорится в сообщении.
Проверка Ростехнадзора 3 февраля 2016 года подтвердила, что проблемы с лифтом «Красный парус» носили более глобальный характер, чем фатальная поломка одного лифта (соответствующий законопроект можно посмотреть на сайте Lenta.ru). Согласно отчетам регулирующих органов, многие лифты в поселке сильно изношены или находятся в аварийном состоянии.
В документе указано, что в некоторых лифтах «выведены из строя устройства электробезопасности, контролирующие поломку или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов», а оборудование некоторых лифтов, расположенное в машинных помещениях, не защищено от внешних факторов, а также сильно нагревается. Режим там не соблюдался.
«Металлическая решетка, предоставленная производителем, была снята и находилась на тяговом шкиве (CRP) и главном приводном двигателе лифта № 1. На резервуаре для воды лифта № (.) была смазка и грязь. Тяга Возможно, канат пришел из (.). Отвалился направляющий элемент (выходной блок лебедки) лифта», — отметили в Ростехнадзоре.
кадр: videovesti.ru
Кроме того, эксперты Ростехнадзора установили, что некоторые пассажирские лифты использовались не по назначению («Лифты перевозят строительные материалы и мусор»). Короче говоря, все указывает на то, что авария, в которой погибла Ирина Володина, была системной ошибкой. Однако Алексей Белоусов остается единственным фигурантом уголовного дела. 9 декабря 2016 года Следственный комитет сообщил, что расследование завершено.
По версии следствия, причиной смертельного ДТП стал некачественный аварийный ремонт, проведенный Белоусовым на лифте здания жилого комплекса Хунфан».
В Следственном комитете заявили: «В ходе расследования было назначено шесть комплексных судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских экспертиз, результаты которых позволили установить причинно-следственную связь между поведением подсудимого и произошедшим несчастным случаем.
15 марта в министерстве сообщили, что дело Белоусова передано в суд. Ожидается, что проверка начнется 18 апреля.
«В расследовании гибели Ирины Володиной в «Красных парусах», несмотря на общественный резонанс, все еще есть немало темных пятен. Например, в 11:00 14 января 2016 года, незадолго до катастрофы, за 20 минут была установлена камера Кроме того, в лифте «Отис», где произошла трагедия, было специальное табло: на нем даже в случае полного отключения электроэнергии фиксировались десять последних ошибок и отказов оборудования. Кодекс, но следствие не приняло это во внимание», — рассказал источник «Ленты.ру».
По его словам, всего через десять дней после аварии, 24 января, по неизвестным причинам было заблокировано машинное отделение рухнувшего лифта. При этом в материалах уголовного дела его фотографии нет: из-за внезапной неисправности фотоаппарата работавшие там следователи не смогли сделать снимки. Но после проверки машинного отделения детали рухнувшего лифта (на самом деле вещественные доказательства) по странному совпадению остались на хранении у DS Exploitation до тех пор, пока их не удастся осмотреть. 20 февраля 2016 года против ее руководства было возбуждено уголовное дело по факту смерти Ирины Володиной.
Фото: Семейный архив Алексея Белоусова
«Для того, чтобы найти виновных в смерти Володиной, следствию необходимо было разобраться в причинах аварии лифта. Сначала мы говорили о комплексной экспертизе аварии. Но потом следствие выбрало другой путь: было проведено шесть проверок отдельных узлов. Эти исследования так и не ответили на главный вопрос: «Что случилось с лифтами» — Атрибуция «Ленты.ру».
По его словам, в материалах дела содержатся лишь экспертные заключения о причинах аварии.
Согласно отзывам экспертов (есть на «Ленте.ру»), около 11:20 14 января 2016 года Ирина Володина вошла в лифт ОТИС в здании жилого комплекса «Алые паруса». Кабина спускалась с восьмого этажа, но по неизвестным причинам, возможно, из-за износа или неисправности, сработал уловитель (устройство, надежно удерживающее кабину в шахте в случае возникновения аварийной ситуации). Одновременно с ловителем должны работать два элемента системы безопасности лифта: один в верхней части кабины, а другой — устройство контроля провисания подъемного троса (СПК). Если бы они сработали, лебедки остановились бы, но этого не произошло и противовес весом около тонны начал затягиваться в шахту, а кабина осталась стоять.
Эксперт Ростехнадзора отметил: «Через некоторое время трос проскальзывает на тяговом шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса ускорился вниз.
В какой-то момент устремившийся к кабине противовес исчерпал всю длину веревки: при резком натяжении его каркас рухнул, и тяжелая чугунная чушка (основа противовеса) полетела вниз. Они обстреляли кабину лифта, которая была плотно закреплена в шахте, в результате чего она рухнула, и Ирина Володина упала. По данным источников, женщина попыталась связаться с диспетчером за несколько секунд до смерти: контакт был установлен, но Володина не успела ничего сказать.
Молодой и экстремальный
Судя по материалам дела Алексея Белоусова, никакого профессионального образования в ПТУ он не получил. При этом следствие установило, что Белоусов все же имел специальное образование по обслуживанию лифтов, так как прошел курс обучения в учебном центре УККОМ и прошел стажировку на должности начальника участка. При этом Белоусов непосредственно не посещал специализированные курсы, необходимые для работы на лифтах Otis типа «Евро 2000» (именно там и произошла авария 14 января 2016 года.
Фото: Семейный архив Алексея Белоусова
По словам невесты обвиняемого Анастасии Красенковой, в ходе следствия выяснилось много странностей в работе ее жениха электриком в «Красном парусе». Таким образом, 24 июня 2014 года Алексею Белоусову был вручен профессиональный сертификат. Однако на момент происшествия сертификат был недействителен, поскольку Лоусова не отправили на переаттестацию в установленном законом порядке. Кроме того, чтобы пользоваться современным лифтом, каждый электрик должен иметь квалификацию по электробезопасности не ниже 3-го уровня, которой у Алексея не было. Ему не разрешили пользоваться лифтом Отис, оснащенным электронным оборудованием. У обвиняемых также не было обучения в области охраны труда, которое требуется для всех людей, пользующихся лифтами и лифтами.
«График работы лифта основан на регулярном техническом обслуживании. Лифт должен выполнять ежемесячное, ежеквартальное, полугодовое и ежегодное техническое обслуживание со дня выхода с завода. В каждом проекте для обеспечения безопасной эксплуатации специалисты должны заменять некоторые расходные материалы, которые постепенно изнашиваются, и детали. Насколько мне известно, лифт, где умерла Ирина Володина, имеет не только график технического обслуживания, но и журналы, подтверждающие его выполнение, при этом, по словам Алексея, с его неподтвержденной квалификацией. По закону оно может проводить только технические осмотры, но не техническое обслуживание и тем более ремонт лифтов», — объясняет Анастасия Красенкова.
Кроме того, адвокат Алексея Белоусова подтвердил, что ответчик вообще не работал в компании ООО «Лифтгарант», которая занимается обслуживанием лифтов в «Алых парусах». Трудовой договор с Алексеем был заключен с другим обществом с ограниченной ответственностью, которое возглавлял другой руководитель. Как оказалось, их объединял лишь общий основатель. Поэтому с юридической точки зрения Белоусов не может нести ответственность за содержание лифта Hongsail».
«Конечно, это очевидные факты — но главное, что Алые Парусы почему-то разрешили Алексею отремонтировать их лифт. ДС Эксплуатация Никто не спрашивал, каких рабочих предоставил подрядчик? А, ЖК Техническую проверку лифта проводил Инженерный центр НЭТЭЛ, который также не обратил внимания на квалификацию Алексея. Если бы «ревизоры» не предъявили претензии к Белоусову, как бы они могли работать, по мнению Ростехнадзора, в каком лифте? Произошедшая смертельная авария не была проверена при выдаче лицензии на дальнейшую эксплуатацию», — выразила возмущение Анастасия Красенкова.
По ее словам, Алексея задержали на основании показаний свидетелей и потерпевших, без допроса и не найдя их имен в материалах дела. Причем авария произошла не во время его дежурства: он передал смену напарнику в 7 часов утра, а Ирина Володина скончалась около 11:20. Однако Красенкова отметила, что следователи не задавали партнеру Алексея никаких вопросов.
Ростехнадзор параллельно со Следственным комитетом проводил собственное техническое расследование. Оно длилось год вместо положенного по закону месяца. Но специалисты пока не определили причину аварии.
Алексей Тихонов, Lenta.ru
Редакция Lift-Press.Ru