Проблемы проектирования и применения лифтов

Проблемы проектирования и применения лифтов

Проблемы проектирования и использования лифтов

в настоящее время на территории Российской Федерации необходима установка лифтов в режиме работы «Пожарный транспорт» (далее – пожарные лифты) на объектах, которые проектируются, строятся и реконструируются (далее – объекты) ч.15 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ-123).

Применимо к устройствам, разработанным в соответствии с ранее действующими стандартами и внедренным до 1 мая 2009 г. Эту необходимость устанавливают СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность в зданиях и сооружениях» ст. 8.10 и СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» ст. 1.143».

При этом в соответствии с требованиями части 15 статьи 90 Федерального закона № 123 предусмотрено, что каждое пожарное отделение объекта категории Ф1.1 (здание дошкольного образования) должно быть оборудовано пожарный лифт. Учреждения высотой более 10 м, дома престарелых, специальные дома для инвалидов (нежилые), больницы, общежития интернатных образовательных учреждений, детские учреждения), здания высотой более категории Ф1.3 (квартиры) и других категорий назначения высотой более 50 м. Подземные автостоянки высотой более двух этажей, на которых высота пожароопасных объектов превышает 28 м.

Согласно требованиям статьи 8.10 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность в зданиях и сооружениях» каждое пожарное отделение здания высотой Ф1.1 должно быть оборудовано пожарным лифтом высотой более 5м и пожаробезопасный лифт высотой более 28 м. Различные типы функциональных огнестойких зданий (кроме зданий уровня F1.3).

Согласно требованиям пункта 1.143* СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», общественные здания высотой 10 этажей и выше должны быть оборудованы пожарными лифтами.

Видно, что в действующих нормативных документах имеются некоторые противоречия относительно требований к оснащению пожарных лифтовым оборудованием.

Технические требования к пожарным лифтам изложены в «Техническом регламенте по безопасности лифтов», утвержденном постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года. № 782 «Об утверждении Технического регламента по безопасности лифтов», ГОСТ Р 53296-2009 «Установка пожарных лифтов в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» и НПБ 250-97 «Лифты для перевозки пожарных подразделений в Здания и сооружения. Общие технические требования». При этом первые два документа распространяются на объекты проектирования, строительства и реконструкции, а последний документ – на объекты, спроектированные в соответствии с действующими стандартами и построенные до введения в действие первых двух документов.

Нормативные документы не дают четких ответов на некоторые вопросы, возникающие время от времени в процессе проектирования и строительства объекта.

Первый вопрос: можно ли использовать пожарный лифт в качестве лифта для спасения людей с ограниченной подвижностью?

Дело в том, что согласно требованиям статьи 3.45 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (перечень лиц, входящих в МГН, приведен в приложении А СНиП 35-01) -2001), если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию этих групп людей в установленные сроки (время от начала пожара до критического воздействия его опасных веществ), то в целях спасения Для них необходимо оборудовать маршрут эвакуации. Пожаробезопасные зоны, позволяющие им эвакуироваться на более длительные периоды времени или оставаться там до прибытия спасателей.

В соответствии с требованиями пункта 3.47 СНиП 35-01-2001 зоны противопожарной защиты должны предусматриваться вблизи вертикальных средств связи — такими средствами связи могут быть пожарные лифты. Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 6.26 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» в больничных зданиях медицинских, профилактических и социальных учреждений двери лифтов, соответствующие требованиям, предъявляемым к пожарным лифтам, должны открываться в сторону указанный диапазон. Пожаробезопасная зона.

Второй вопрос касается проектирования лифтов пожарных в одноэтажных объектах с классами функциональной пожарной опасности Ф 5.1 (Производственные здания, сооружения, сооружения) и Ф 5.2 (Складские здания, сооружения, сооружения) высотой более 28 м, т.к а также в зданиях высотой более 28 м. Наружный монтаж спроектирован компанией-производителем. Не совсем понятно, зачем в помещении первого этажа спроектировали лифт для пожарных, но нормы этого требуют!

Да, среднестатистический эксперт по проектированию или эксплуатации организации может легко запутаться среди различных противоречивых нормативных требований, касающихся рассматриваемого вопроса.

Зачем пожарным этот лифт? Действительно, зачем обеспечивать пожарных лифтами?

Согласно статье 4.1 НПБ 250-97 и статье 4.1 ГОСТ Р 53296-2009 лифт пожарный является составной частью комплекса инженерного оборудования объектов различного назначения и является одним из видов противопожарной техники. Обеспечить перемещение пожарных расчетов на этажи для спасения персонала, обнаружения и тушения пожаров.

Так почему же пожарные боятся пожарных лифтов?

Ладно, у нас в проектной документации есть лифт для пожарных, объект построен и введен в эксплуатацию, а что дальше? Практика показывает, что при тушении пожаров в зданиях, оборудованных пожарными лифтами, сами пожарные используют пожарные лифты не более 2% времени. Оказывается, крупным потребителям не нужно дорогостоящее оборудование. Другими словами, нормативный документ содержит недействительные технические требования! ? Дело совсем в другом.

У самих пожарных возникают некоторые проблемы при использовании пожарных лифтов, что не позволяет эффективно их использовать.

Первый из них – психологический. Действительно, особенно после пожара на Останкинской телебашне, в ходе тушения пожара погибли три человека, в том числе высокопоставленный сотрудник МЧС Москвы. Сотрудники управления пожаротушения (далее РТП) не решились задействовать лифты для тушения пожара пожарный. На самом деле ни один вменяемый РТП, зная, что несет ответственность за жизнь своих подчиненных солдат, не стал бы использовать лифт для поднятия их на высокие места.

Чего он боится? Ведь — в идеале — если пожарный лифт спроектирован по требованиям технической документации, то это одно из наименее уязвимых мест здания с точки зрения пожара (лифт расположен в шахте с пределами огнестойкости). Конструкция REI 120, вход в шахту защищен противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI 60, шахта оборудована внешним источником воздуха давлением не менее 20 Па, силовая установка лифта оборудована источником питания, питаемым по 1 категории надежности электроснабжения и подключается к пожарному депо).

Однако основной смысловой акцент в предыдущем предложении РТП ставит на слово «идеальный», он не знает, какой лифт перед ним и его воинами, а если не знает, то выигрывает, не используя это! Он будет прав по-своему.

Вторая проблема вытекает непосредственно из первой – банального незнания устройства и правил его использования. Ранее действовавшие Правила пожарной безопасности и действующие порядок тушения пожаров пожарной части (введены в действие в соответствии с приказом МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156 и зарегистрированы в Минюсте) № 20970 от РФ от 9 июня 2011 г.) не затронул вопрос использования лифтов пожарными.

Так стоит ли отказываться от лифтов для пожарных?

Нет об этом не может быть и речи! По двум причинам: во-первых, это невозможно, поскольку требование их установки является нормативным требованием. Во-вторых, использование пожарными лифтов поможет пожарным сэкономить много энергии при подъеме на высокие места и транспортировке пожарного оборудования для обнаружения и тушения пожаров и потенциального спасения людей.

Однако решение этих проблем, как всегда, требует системного подхода. Начинать следует с предварительного концептуального этапа разработки объекта, когда определяются основные параметры объекта. Здесь важно принципиально определиться, нужен ли пожарным лифт (в зависимости от функционального уровня пожарной опасности объекта, его высоты и этажности).

Во-вторых, на стадии проектирования объекта необходимо определить количество, место установки, скорость и геометрические параметры пожарных лифтов, а также устройств противодымной защиты в лифтовых шахтах и ​​залах. При этом также важно увязать и оптимизировать количество и место установки пожарных лифтов с учетом последующего использования пожарных, в том числе для спасения людей с ограниченной подвижностью.

При этом важно, чтобы все эти проектные решения были описаны в разделе «Меры по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации и должны быть выполнены в соответствии с требованиями статьи 26 «Правил управления пожарной безопасностью». Требования к составу и содержанию различных частей проектной документации», утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 и продемонстрированных в соответствии с требованиями части 6 статьи 15 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384 № «Технический регламент по безопасности зданий и сооружений» (далее — ФЗ-384).

При наличии обязательного и обоснованного отклонения от требований к объектам, оборудованным лифтами для пожарных, должен быть указан ряд причин в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона 123, части 6 статьи 15 Федерального закона 384, статья 4 часть 2, статья 6 часть 1, статья 7 часть 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. «О техническом регулировании».

На этапе строительства объекта должны соблюдаться положения проектной документации относительно надежности электроснабжения силовой установки пожарного лифта и других параметров, влияющих на безопасность его использования в случае пожара.

Наконец, на этапе эксплуатации объекта должно быть организовано взаимодействие эксплуатирующей организации с региональными управлениями ГПС МЧС России, подразделения которых будут участвовать в его тушении в случае возникновения пожара. При этом крайне важно разработать и согласовать с уполномоченными органами оперативный план тушения пожара на объекте, в том числе установить порядок пользования пожарными лифтами.

На этапе эксплуатации особое внимание следует уделять организации работы пожарных лифтов в соответствии с требованиями «Технического регламента безопасности лифтов», а также работоспособности и безопасности системы дымоудаления, применяемой в лифтовых шахтах и ​​залах для обеспечения надежности.

Источник — Liftobzor.ru

Видео: Неисправности лифтов для нас это как развлечениие порой очень интересно победить проблему

Видео: Типичная проблема старых грузовых лифтов

Видео: Почему в новостройках часто ломаются лифты?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAVORITLIFT.RU