Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов: Основная задача настроить механизм для бесперебойной работы лифтового хозяйства
Интервью. В конце января 2022 года было принято решение о создании рабочей группы при комитете Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для решения проблемы лифтового хозяйства и повышения эффективности замены лифтов в жилом фонде. В состав рабочей группы вошли 23 человека, в том числе представители профильных комитетов Госдумы, представители Минстроя, Минпромторга, Дом.рф, Госстойнадзора, Ростехнадзора, Росстандарта, а также эксперты общественных организаций и представители Российское государственное бюро по стандартизации. Компания по производству лифтов.
Пахомов Сергей Александрович
Председатель комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
За дополнительной информацией о созданной рабочей группе, ее целях и задачах интернет-издание Лифт-Пресс.Ру обратилось к председателю комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергею Александровичу Пахомову Александровичу Пахомову.
Лифт-Пресс.Ру: На сайте комитета есть информация о создании рабочей группы для решения проблем с лифтовым хозяйством и повышения эффективности замены лифтов, но информации о конкретных проблемах и задачах нет. Можете ли вы узнать больше о том, что они собой представляют?
Сергей Пахомов: Наша главная задача — досконально разобраться в проблеме и вместе с коллегами из правительства создать механизмы бесперебойной работы лифтовой системы. Напомню, решением Комитета Таможенного союза России-Белоруссии-Казахстана утвержден технический регламент «Безопасность лифтов». К 15 февраля 2025 года все лифты по всей стране должны соответствовать требованиям безопасности. Срок службы лифтового оборудования установлен в размере 25 лет.
На сегодняшний день в региональный план капитального ремонта включено 516 тысяч лифтов, из них к 15 февраля 2025 года необходимо заменить 107,5 тысяч лифтов. Из них 75 000 лифтов отработали назначенный срок эксплуатации (более 25 лет), а у 32 200 лифтов срок службы истекает в 2025 году. Период 2025-2030 гг. Срок службы еще 35 000 лифтов подходит к концу. Короче говоря, нам необходимо заменить примерно 145 000 лифтов в течение следующих 8 лет.
Очевидно, что вопросы безопасности при эксплуатации жилых лифтовых объектов всегда вызывали особую озабоченность. Безопасность и комфорт жизни граждан зависят от правильно построенных систем контроля за состоянием и своевременной замены лифтов и лифтового оборудования в жилых домах. Также существует необходимость предоставления безопасных услуг для снижения количества травм и несчастных случаев среди персонала по ремонту и техническому обслуживанию лифтов.
Лифт-Пресс.Ру: Какие доминирующие факторы легли в основу создания этой рабочей группы? Есть ли какой-либо план действий («дорожная карта») для достижения ваших целей?
Сергей Пахомов: Главный «фактор» — это наша обеспокоенность проблемой и наше решение поддержать в этом вопросе наших коллег из исполнительной власти. Своей работой мы должны четко видеть, что в стране есть необходимые объемы производства новых лифтов и оборудования, есть специалисты необходимой квалификации для монтажа, и все это обеспечивается финансовыми источниками.
В свое время в рамках капитального ремонта общего имущества жилого комплекса мы предложили возможность провести ремонт, замену, модернизацию лифтов, техническое обслуживание лифтовых шахт, машинных помещений и эшелонов. Однако из-за недостаточного финансирования этих фондов не всегда возможно реализовать данный перечень работ исключительно за счет средств Фонда базовой реабилитации.
К вашему сведению: это один из самых дорогих видов работ. Средняя цена замены лифта составляет около 2-2,2 млн рублей, из них цена самого лифта составляет в среднем 1,5-2,5 млн рублей. В целом мы планируем обеспечить правильную работу замены лифта.
Лифт-Пресс.Ру: Как изменилась повестка дня рабочей группы после последних событий на Украине и введения санкций? Каковы приоритеты рабочей группы сегодня, в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
Сергей Пахомов: По понятным причинам, учитывая очень напряженные темпы работы в Госдуме над решениями по контрсанкциям, нам пришлось немного скорректировать дату заседания, но к вопросу лифтового хозяйства мы вернемся в ближайшее время.
Как правило, в многоквартирных домах устанавливаются домашние лифтовые системы, либо полностью отечественного производства из отечественных комплектующих, либо с частичным участием производств в соседней Беларуси. Наши производители обслуживают более 70% всего рынка. Действительно, я не могу сказать, что сам производственный рынок полностью прозрачен и упорядочен. В настоящее время мы изучаем этот вопрос.
Если говорить о вновь построенных высотных коммерческих зданиях, а также торговых комплексах и бизнес-центрах, то могут возникнуть проблемы с их монтажом и обслуживанием, учитывая давление санкций и частичную зависимость лифтового хозяйства в таких зданиях от импортных комплектующих в России категория скоростных лифтов. Возможно, нам придется наладить собственное производство и альтернативные маршруты поставок необходимых импортных комплектующих.
Но это отдельный вопрос, больше связанный с бизнес-процессами. Если этот аспект потребует законодательного решения, мы предоставим его своевременно.
Лифт-Пресс.Ру: Отмечалось, что сегодня в лифтовой отрасли существует отставание не только по объему выпускаемой продукции, но и по уровню подготовки кадров. О каком пробеле здесь идет речь? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Сергей Пахомов: Лифтовая система — сложный механизм, а ремонт лифтового оборудования — сложная техническая операция, состоящая из нескольких этапов. Как и на любом сложном производстве, повышение квалификации специалистов по техническому обслуживанию должно происходить регулярно. Верно ли это сегодня? не уверен. Но должен отметить, что сама система сопровождения на данный момент работает стабильно, хотя и требует форсированного развития.
Лифт-Пресс.Ру: Рабочая группа приступила к плановым обсуждениям с Минпромторгом, Фондом содействия реформированию ЖКХ по вопросу замены лифтов. Можете ли вы рассказать немного о деталях этих дискуссий и что, по вашему мнению, сейчас является наиболее важным из них?
Сергей Пахомов: Сегодня мы с коллегами из правительства обсуждаем возможные решения в случае замены большого количества лифтов в ограниченные сроки, и с этого я начинаю. С одной стороны – производство, с другой – получение необходимого финансирования.
Как я уже говорил, производство будет налаживаться быстро, но с финансированием пока не все так просто. Некоторые замены лифтов включены в программу капитального ремонта жилых домов, некоторые еще не профинансированы. Напомню, это региональные и муниципальные власти. Например, обсуждается вопрос изменения условий рассрочки (отсрочки) оплаты замены лифтов с использованием механизмов факторинга и компенсации части ключевых ставок, а также возможность предоставления дополнительного финансирования региону на новых условиях.
Я также хочу отметить кое-что. Обеспечить безопасную, качественную сервисную поддержку работы организации на протяжении всего срока ее службы, в том числе снизить количество травматизма при проведении технического обслуживания. Как вариант представляется возможным принять решение, при котором производитель сам сопровождает устройство на протяжении всего жизненного цикла, от производства до обслуживания, то есть избавляясь от ситуации, когда основная группа людей на этом рынке не являются производителями, но те, кто Тот, кто его установил. Производителям необходимо позволить стать основной частью этого цикла. Пока мы просто рассматриваем возможные варианты.
Лифт-Пресс.Ру: В настоящее время не существует нормативного акта, определяющего уполномоченный орган по контролю за соблюдением технического регламента ТС «Безопасность лифтов». Ранее сообщалось, что этот вопрос будет обсуждаться в комитете. Обсуждается ли это сейчас, и если нет, то когда планируется обсуждение, какие решения стоят на повестке дня, и самое главное, когда это произойдет?
Сергей Пахомов: Да, в начале этого года мы часто обнаруживали такие проблемы и быстро находили решения вместе с нашими коллегами в правительстве. На днях это сработало. В результате были изменены правила организации безопасного использования и обслуживания лифтов (Прим.: Постановление Правительства РФ № 703). Сейчас уточняется, что разрешение на запуск лифта после замены, ремонта или модернизации выдает Ростехнадзор. Тот же порядок распространяется на ввод в эксплуатацию подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, за исключением эскалаторов метрополитена.
Лифт-Пресс.Ру: Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую процентную ставку до 20% годовых начиная с 28 февраля 2022 года. На ваш взгляд, как это решение повлияет на использование механизмов факторинга, которые активно используются при реализации программы ускоренной замены лифтов средствами базового восстановления субъектов РФ?
Сергей Пахомов: Факторинг, или рассрочка платежа при замене лифтов, применяется не везде. Повышение ключевой процентной ставки ЦБ, которая, напомню, сейчас составляет 14%, во многих случаях приведет к увеличению конечной стоимости замены лифтов. Конечно, если конечная цена услуг значительно вырастет, мы рассмотрим возможность адресной помощи и государственного субсидирования части работ.
Лифт-Пресс.Ру: Сергей Александрович, спасибо за ответ.
Особенно подходит для Лифт-Пресс.Ру
Редакция Lift-Press.Ru