Через три года лифты в России будут делать только из отечественных комплектующих
——В настоящее время по всей стране эксплуатируется 490 000 лифтов, из которых почти 90% — пассажирские. То есть в жилом фонде задействовано около 430 тысяч лифтов. Необходимо заменить примерно 1,30-140 000 действующих лифтов. Все разговоры идут о том, где взять финансирование и в какие сроки выполнить работу. Москва – богатый город. Она приняла план и в следующем году завершит замену всех старых лифтов. На это выделена большая сумма – 6 миллиардов рублей, поэтому в столице процесс идет очень активно. Если говорить о регионах, то ситуация совершенно противоположная. Можно сказать, что на местах процесс либо идет очень медленно, либо вообще не идет. Поэтому мы должны принять процедуру по продлению срока службы лифта.
Как обстоят дела с производством дефицитных лифтов?
— Если говорить о производителях, то здесь все хорошо. Имеющиеся мощности завода позволяют нам удовлетворять все потребности страны. Но опять же, все упирается в деньги. Ведь фабрики работают только на заказ. Необходимо заменить 140 000 лифтов, а наш завод может произвести 170 000. Чтобы полностью заменить изношенные машины, эти 140 000 нужно умножить на 1,6 миллиона (средняя стоимость замены лифта). Это оказалась огромная сумма денег. Если да, то с помощью наших производителей мы сможем заменить все старые лифты уже через несколько лет. Что произошло сегодня? Государство постепенно перекладывает расходы на замену лифтов на плечи населения. С этого года жильцам придется оплатить капитальный ремонт здания, часть денег пойдет на покупку лифтов. В Московской области разработан план по замене около 3000 лифтов в течение двух лет. В нем предусмотрено, что треть средств составляют деньги жителей. Раньше этого источника не существовало, но теперь он появился…
Каково соотношение иномарок и отечественных автомобилей в лифтовой отрасли России?
— Около 65% — отечественные лифты и 35% — импортные модели. Здесь следует отметить, что половина импорта — это белорусская продукция могилевского завода. До кризиса и санкций преобладала тенденция покупать импортное оборудование. Однако в рамках плана импортозамещения мы взяли на себя обязательства к 2018 году полностью перейти на комплектующие отечественного производства. Подождем и посмотрим, как будут развиваться события дальше. Но повторю еще раз: треть наших лифтов сейчас импортируется. Да и стоимость ремонта и деталей и сборки выросла, что вызвало определенные трудности.
Проверьте техническое состояние лифта: как оно?
— Каждый лифт должен ежегодно проходить проверку технического состояния и выдавать заключение о дальнейшей работе. Здесь в целом вроде бы все хорошо, но часто случается, что управляющая компания передает сервисной организации средства на ремонтные работы и проверки согласно договору. Эти сервисные организации нанимают кого хотят. Это нарушает принцип независимой проверки и является одной из проблем, с которыми мы сталкиваемся.
С 2010 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Для нашей отрасли этот документ вызывает много вопросов. Фактически в каждой стране-участнице существует своя система законодательства по безопасности лифтов. Но мы почти решили проблему.
Давайте сначала поговорим о производстве лифтов и компаниях, производящих такое оборудование.
——До введения новых технических условий в стране было около 30 компаний, способных производить лифты и все их оборудование. Сегодня вся лифтовая продукция должна пройти обязательную сертификацию в рамках требований вышеуказанного документа. За пять лет количество компаний, производящих лифты и комплектующие к ним, выросло в шесть раз и достигло 171. Каждый регион надеется создать заводы по производству лифтов в своей стране. Честно говоря, это не очень хорошее пожелание. Уже есть немало примеров того, как в этом районе открываются новые заводы, которые начинают производить и поставлять лифты, а затем банкротятся и закрываются. И его продукция уже используется. Кто будет обслуживать эти лифты? Имеются определенные различия в оснащении. У нас пока нет общей стратегии. Ведь электропитание лифта должно быть рассчитано как с точки зрения монтажа, так и с точки зрения эксплуатации, но это не так. Крупных отечественных производителей лифтов всего три: Карачаловский, Серпинский и Серпуховский завод лифтов, представляющие Московский регион.
Соответствует ли отечественная техника современным требованиям, в том числе безопасности и качества?
——Может быть, лифты, производимые на нашем заводе, не вполне конкурентоспособны, но они отвечают требованиям безопасности, экологии и другим требованиям. 90% унифицированной продукции компании предназначено для потребления в жилищно-коммунальном секторе. Наше качество приемлемо для этой отрасли. При этом наша компания может производить более комфортные и более дорогие лифты. Но сегодня проблемы в работе этих подъемных механизмов (вандализм, неуплата сервисных услуг и т.п.) мешают производству более комфортных устройств. Мы осуществляем полный комплекс услуг по техническому обслуживанию и техническому обслуживанию лифтового оборудования. Оборудование и комплектующие можно заказать в течение 5-10 лет с момента начала эксплуатации, сейчас и в будущем.
Как вы оцениваете китайскую продукцию?
— Как и на другие импортные товары, цены на китайскую продукцию значительно выросли. Ведь он привязан не к рублю, а к доллару. Конечно, и сейчас есть сравнительно дешевые модели. Но до кризиса Китай предлагал нам продукцию дешевле, чем Европа, и это было выгодно. Например, комплектующие можно привезти из Китая и собрать здесь. Поэтому наших производителей лифтов можно разделить на производимых самостоятельно и импортируемых по шуруповертной технологии. Но в прошлом году мы добились установления национального надзора за лифтовым производством. Его выполнил Росстандарт. В этом году ведомство начало проверять заводы. Постепенно, шаг за шагом, мы навели методический порядок. Не волнуйтесь: мы это исправим.
Как государство защищает отечественного производителя?
——Я уже говорил о программе импортозамещения. Кроме того, Россия также вводит защитные налоги на импортируемые лифты. Если не будет резких изменений в экономической политике, то в принципе тенденция положительная.
Источник — Liftobzor.ru